В контексте системы требований ФГОС перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ученик вырос не только воспитанным, образованным и здоровым, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом деле, в том числе в исследовательской деятельности. Развитию таких качеств способствует решение задач.
Задача – это словесный вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий. Задача состоит из условия и вопроса, требующего нахождения неизвестного или неизвестных.
Подразделяются текстовые арифметические задачи на конкретные и отвлечённые.
Например:
1. Утром в библиотеку учащиеся сдали 10 книг, а вечером – на 14 книг больше. Сколько книг учащиеся сдали в библиотеку за весь день? (Конкретная задача).
2. Найдите число, которое больше чем 12 на 5. (Отвлеченная задача).
Математики делят задачи на простые и составные (сложные) по количеству выполняемых арифметических действий. Простой называют задачу, которая решается при помощи одного действия, а под составной понимают задачу, в решении которой используют два или более действий. Если в задаче нельзя выделить другую задачу, то это простая задача, если можно – то составная (сложная) задача. Составную задачу можно разложить на простые или составные подзадачи, решение которых приводит к решению основной составной задачи.
Краткая запись и другие виды графической работы.
Некоторые авторы относят составление краткой записи к задаче к этапу поиска способа решения задачи, а не к этапу анализа условия задачи . На мой взгляд, это действительно так, т.к. составление краткой записи задачи часто позволяет определить ее решение . Работая над планом решения задачи, ученик должен выделить все возможные связи между величинами, которые прослеживаются в данной задаче (даже, если затем их не нужно будет задействовать в решении). Во время разбора задачи можно составить иллюстрацию к ней. Иллюстрация к задаче, её краткая запись, составление схемы или чертежа, таблицы являются вспомогательными средствами, но, чаще всего именно они помогают ученику вникнуть в смысл задачи, выявить зависимости между величинами и найти план решения задачи.
Краткая запись, выступая в роли наглядной и словесной опоры для памяти учеников, способствует более быстрому и всестороннему усвоению задачи, осмыслению числовых данных. Выделение из текста числовых данных и их рациональная запись делает более ясным то, что дано в задаче и что в ней отыскивается. Краткая запись дает возможность расчленить задачу на условие и искомое, облегчает анализ задачи.
Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении (вспомогательное средство!!!). Поэтому, при оценивании правильного решения задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно.
Виды краткой записи:
- рисунок
- схема
- чертёж
- таблица
- Этапы работы над задачей.1) Подготовка к решению задачи. Чтение задачи.а) Прочитайте задачу правильно: делай ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор математического действия, таких как «было», «уехали», «осталось», «скорость», «время», «расстояние» и т.д.б) Представьте жизненную ситуацию, описанную в задаче.2) Поиск решения задачи.а) Выдели в задаче данные и искомые числа, установи связь между ними. Для этого ответь на вопросы:О ком или о чём говорится в этой задаче?Что говорится об этих предметах?Что спрашивается?б) Нарисуй иллюстрацию задачи: это или рисунок, или схема, или чертёж.в) Повтори задачу по иллюстрации.3) Составления плана решения задачи.Объясни, что ты узнаешь, выполнив то или иное действие. Рассуждение можно построить от данных условия к вопросу. Рассуждение можно построить от вопроса задачи к данным числам.4) Решение задачи.Записать решение можно:а) по действиям;б) выражением;в) уравнением.5) Проверка решения задачи.Проверить решение задачи – значит установить, что оно правильно или ошибочно.Проверить решение задачи можно разными способами:а) Составить и решить обратную задачу, задачи.б) Решить задачу другим способом.в) Сопоставить полученный результат и данные задачи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий