ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!!!

Работа над задачей в начальной школе

В контексте системы требований ФГОС перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ученик вырос не только воспитанным, образованным и здоровым, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом деле, в том числе в исследовательской деятельности. Развитию таких качеств способствует решение задач. 

Задача  это словесный вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий. Задача состоит из условия и вопроса, требующего нахождения неизвестного или неизвестных.

Подразделяются текстовые арифметические задачи на конкретные и отвлечённые.
Например:
1. Утром в библиотеку учащиеся сдали 10 книг, а вечером – на 14 книг больше. Сколько книг учащиеся сдали в библиотеку за весь день? (Конкретная задача).
2. Найдите число, которое больше чем 12 на 5. (Отвлеченная задача).
Математики делят задачи на простые и составные (сложные) по количеству выполняемых арифметических действий. Простой называют задачу, которая решается при помощи одного действия, а под составной понимают задачу, в решении которой используют два или более действий. Если в задаче нельзя выделить другую задачу, то это простая задача, если можно – то составная (сложная) задача. Составную задачу можно разложить на простые или составные подзадачи, решение которых приводит к решению основной составной задачи.

Краткая запись и другие виды графической работы.
Некоторые авторы относят составление краткой записи к задаче к этапу поиска способа решения задачи, а не к этапу анализа условия задачи . На мой взгляд, это действительно так, т.к. составление краткой записи задачи часто позволяет определить ее решение . Работая над планом решения задачи, ученик должен выделить все возможные связи между величинами, которые прослеживаются в данной задаче (даже, если затем их не нужно будет задействовать в решении). Во время разбора задачи можно составить иллюстрацию к ней. Иллюстрация к задаче, её краткая запись, составление схемы или чертежа, таблицы являются вспомогательными средствами, но, чаще всего именно они помогают ученику вникнуть в смысл задачи, выявить зависимости между величинами и найти план решения задачи.
Краткая запись, выступая в роли наглядной и словесной опоры для памяти учеников, способствует более быстрому и всестороннему усвоению задачи, осмыслению числовых данных. Выделение из текста числовых данных и их рациональная запись делает более ясным то, что дано в задаче и что в ней отыскивается. Краткая запись дает возможность расчленить задачу на условие и искомое, облегчает анализ задачи.
Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении (вспомогательное средство!!!). Поэтому, при оценивании правильного решения задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно.
Виды краткой записи:
  1. рисунок
  2. схема
  3. чертёж
  4. таблица
  5. Этапы работы над задачей.
    1) Подготовка к решению задачи. Чтение задачи.
    а) Прочитайте задачу правильно: делай ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор математического действия, таких как «было», «уехали», «осталось», «скорость», «время», «расстояние» и т.д.
    б) Представьте жизненную ситуацию, описанную в задаче.
    2) Поиск решения задачи.
    а) Выдели в задаче данные и искомые числа, установи связь между ними. Для этого ответь на вопросы:
    О ком или о чём говорится в этой задаче?
    Что говорится об этих предметах?
    Что спрашивается?
    б) Нарисуй иллюстрацию задачи: это или рисунок, или схема, или чертёж.
    в) Повтори задачу по иллюстрации.
    3) Составления плана решения задачи.
    Объясни, что ты узнаешь, выполнив то или иное действие. Рассуждение можно построить от данных условия к вопросу. Рассуждение можно построить от вопроса задачи к данным числам.
    4) Решение задачи.
    Записать решение можно:
    а) по действиям;
    б) выражением;
    в) уравнением.
    5) Проверка решения задачи.
    Проверить решение задачи – значит установить, что оно правильно или ошибочно.
    Проверить решение задачи можно разными способами:
    а) Составить и решить обратную задачу, задачи.
    б) Решить задачу другим способом.
    в) Сопоставить полученный результат и данные задачи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий